У Виктора проходили весенние каникулы. И проводил он их исключительно дома на диване. Все его друзья разъехались, ему не с кем было гулять, так он только и занимался тем, что постоянно смотрел телевизор да в планшет играл.
— Вить, может, ты погуляешь или почитаешь? — периодически спрашивала его бабушка. Но Витя качал головой и переключал каналы.
— Может, мы с тобой вместе что-нибудь вкусное приготовим? — просила бабушка, чтобы как-то отвлечь внука.
— У меня каникулы, я отдыхаю, — только и отвечал ей Витя.
По вечерам, когда приходили с работы родители, они находили своего сына всегда вялым и уставшим.
— Ты как будто бы не отдыхаешь, а работаешь целый день, — говорили ему мама с папой.
Но мальчик только отмахивался. Ему совсем не хотелось больше ничем заниматься в свои выходные дни.
Когда каникулярная неделя подошла в концу, Виктор чувствовал себя разбитым и совсем не отдохнувшим.
— Эх, мне нужно сделать задание, которое задано на кани- кулы, — с тоской сказал он в воскресение, перед началом учебной недели, и сел за уроки. Витя начал читать повесть, которую задали, но его внимание было рассеяно, он не мог следить за сюжетом, и постоянно терял строчку, которую читал. Отложив книжку, он принялся за математику. Но работа над задачками тоже никак не шла. Витя постоянно отвлекался и не мог решить даже самые простые примеры.
Папа пришёл ему на помощь.
— Тебе помочь? Задачка трудная? — спросил он и стал смотреть Витино домашнее задание. Но задачки были обычные, а Витя всё равно отвлекался и делал ошибки.
— Ох, друг, — вздохнул папа, — это у тебя мозг обленился.
— Что? — недоумённо спросил Витя.
— Вот смотри, — сказал папа, — мама же тебе рассказывала, что есть полезная еда, есть вредная, а есть бесполезная. Можно съесть питательный обед со свежим салатом, в котором много витаминов, и твоё тело получит полезные вещества. А можно съесть макароны с кетчупом да закусить конфетой, в таком случае мы наполним желудок, получим энергию, но никакой пользы.
Витя кивнул, — мама много рассказывала ему про здоровое питание, и он всегда старался есть полезную пищу.
— Также бывает и с занятиями, — продолжал папа, — Можно проводить время так, чтобы это было полезно для твоего мозга и тела. Гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, собирать интересные модели из конструкторов, решать головоломки, читать интересные книги, помогать по дому. В таком случае твоё тело развивается, твой мозг задействован, интересные занятия развивают логику и внимание, работа по дому помогает быть организованным. Всё это потом помогает тебе в учёбе. А если целыми днями ничего не делать, только смотреть телевизор и в компьютерные игры играть, то и энергии у тебя будет мало, и голова забудет, как думать, и сложно будет потом собраться, и делать что-то нужное и полезное, ведь твой мозг совсем обленился и отвык от работы.
Витя только вздохнул, он понял, что перед неделей на диване он и, правда, был более внимательный и быстрее справлялся с заданиями. Вместе с папой они кое-как решили задачки. Мальчик понял: чтобы мозг работал хорошо, нужно проводить время с пользой, а не лежать у телевизора, и впредь именно так и делал.
Мария Викторова
Художник Светлана Литвина